"Убрать с улиц психопатов". Почему на Украине хотят узаконить наемников
"Это очень опасно"
Выступая перед Консультативным советом по делам ветеранов войны, украинский президент сообщил, что есть два проекта закона, но в парламенте они пока не зарегистрированы. «В одном из них не предусмотрено никаких ограничений, — предупредил Зеленский. — Он о том, чтобы та или иная бизнес-группа могла официально сделать для себя частную армию. А это очень опасно».Вместе с тем глава государства ждет предложений от совета как можно скорее, чтобы Верховная рада успела принять закон до завершения текущей сессии.
В новейшей истории Украины уже есть подобный опыт. Весной 2014-го исполняющий обязанности президента страны Александр Турчинов поручил создать батальоны территориальной обороны в каждом регионе. Они должны были подчиняться Генштабу ВСУ. Кроме того, Турчинов возродил Национальную гвардию Министерства внутренних дел. На первых порах эти подразделения комплектовались на добровольной основе.
Были еще специальные батальоны и роты МВД. Продолжают действовать парамилитарные формирования националистов с неясным юридическим статусом. Например, так называемая Украинская добровольческая армия «Правого сектора»*. В 2018-м властям пришлось буквально выталкивать ее бойцов из зоны боевых действий в Донбассе.
Славные "боевые традиции"
Все эти разнородные подразделения считались добровольческими батальонами, хотя, например, части территориальной обороны, а впоследствии и Нацгвардия, пополнялись и по призыву. Общего правила не было. Так, в батальон «Айдар», созданный бывшим комендантом «Самообороны Майдана» Сергеем Мельничуком, бойцов набирал лично комбат.
Финансировали эти войска как из бюджета, так и частные лица, в том числе те, кого называют олигархами. В частности, бизнесмен Игорь Коломойский создал для этого «Фонд обороны страны». С ним связывали батальоны «Днепр», «Донбасс», «Штурм».
В СМИ часто жаловались на дисциплину и низкие боевые качества бойцов добробатов, отмечали, что те склонны к мародерству и действуют в своих собственных интересах. Скажем, батальон «Прикарпатье» обвиняли в дезертирстве из-под Иловайска, где ополчение громило украинскую армию. Причем бойцы бежали до Ивано-Франковской области.
Самую мрачную славу снискала рота МВД «Торнадо» — наследница «боевых традиций» батальона «Шахтерск», расформированного министром внутренних дел Арсеном Аваковым за «мародерство в Волновахе и других ситуациях».
Перебравшись из «Шахтерска» в «Торнадо», «добровольцы» занялись делами посерьезнее. Например, остановили поезд с чугуном, следовавший из Алчевска в Днепропетровск. Как уверяет собеседник РИА Новости в одной из силовых структур Украины, торнадовцы попытались «крышевать» контрабандные потоки.Бойцов роты признали виновными в похищении людей, изнасилованиях, незаконном проникновении в жилье и других преступлениях. По сведениям прокуратуры, каждый четвертый в подразделении имел судимость. В школе, где квартировала рота, нашли пыточные инструменты, изнасилования бойцы снимали на мобильные телефоны.
Расформировать роту с садистами удалось не сразу. Торнадовцы заняли круговую оборону и пообещали отстреливаться. Но все же подразделение вывели в другую область и распустили.
Миллионы схронов
Ветераны войны в Донбассе вовсю используют боевой опыт в мирной жизни. В 2017-м некий Жора Турчак рассказал в социальной сети о том, как два десятка его сослуживцев «сотрудничают» с фермерами: отбивают или удерживают поле, а взамен забирают половину урожая. Такой «бизнес», по словам Турчака, дает 200-400 тысяч долларов в год.
В том же 2017-м в Кировоградской области полиция задержала несколько десятков бойцов «Донбасса» и «Айдара», прибывших на «стрелку» с сотрудниками частной охранной компании. Там был спор хозяйствующих субъектов — кто-то «наезжал» на фермера, кто-то — защищал. Турчак так описывал «бизнес-модель»: «Ветераны разбиваются на две группы, одна создает проблемы. Тут же появляется вторая группа и их решает — за вознаграждение. И все довольны: фермер-лох сохранил урожай и землю, а рейдеры заработали».
Иногда бойцы действовали не ради денег, а «из любви к искусству». Недавно суд в Харькове приговорил к пятнадцати годам заключения ветерана АТО и его сына, которые убили и съели собутыльника — за «неправильные» слова о войне в Донбассе. В январе в Киевской области двое бывших добробатовцев поспорили, кто лучше: Петр Порошенко или Владимир Зеленский. Итог — убийство. В мае в Житомирской области арендатор пруда расстрелял семь человек, приехавших на рыбалку, — не совпали мнения о воинской службе. И это только последние случаи.
К слову, в 2017-м бывший начальник управления по борьбе с оргпреступностью МВД Украины Валерий Кур предупреждал, что ветераны так называемой АТО оборудовали «миллионы схронов с оружием».
Проблема для России и Белоруссии
Собеседник РИА Новости Игорь служит в одной из силовых структур Украины, ранее числился бойцом добровольческого формирования. По его мнению, закон о ЧВК нужен, чтобы легализовать фактически существующее наемничество и заработать. «Власть убьет двух зайцев. Прежде всего можно будет сплавить тысячи шизоидов, которые шатаются по Украине, вооруженные и опасные.
В Киеве думают, что так сократят преступность, уберут с улиц ветеранов-психопатов, — рассуждает он. — Ну и деньги. По полкам Сил специальных операций ездят вербовщики и говорят: „Сколько ты получаешь? Тысячу долларов? А будешь десять“. И все. Квалифицированные военные в армии не задерживаются. Но раньше вся эта сфера была вне закона, а теперь власть сможет получать с нее доход».
По его словам, международный рынок готов принять украинских «ландскнехтов». «Инструкторы научили наших обращаться с американским оружием. Из армии выходят люди, умеющие убивать. Они найдут работу в любой точке мира», — заключает Игорь.
Алексей Журавко, депутат Верховной рады V и VI созывов, считает, что частные военные компании хотят «ввести в законодательное поле, чтобы пушечное мясо отправлять на другие театры военных действий — в Сирию, Афганистан, еще куда-нибудь».Он полагает, что новый нормативный акт позволит также Киеву официально привлекать наемников из других стран для операций в Донбассе. «Они смогут законно приезжать, чтобы пострелять на гражданской войне. И наконец — это неплохой бизнес. На этом заработают все: и чиновники, и олигархи. Будут ЧВК на основе уже сформированных тербатов Авакова, Яроша и Коломойского».
Все это приведет к тому, что анархия только усилится, потому что за бизнес-интересы начнут бороться с помощью военных, убежден бывший парламентарий. А то, что Украина превратится в поле боя конкурирующих частных армий, опасно и для соседей — России и Белоруссии.
*Организация признана экстремистской и запрещена в России.
Источник: ria.ru
Комментарии (0)